В случае возникновения аварии (ДТП), действий непреодолимой силы либо иных обстоятельств, происшедших на территории Республики Беларусь, при выполнении международной перевозки по процедуре таможенного транзита необходимо перевозчику выполнить  ряд действий, чтобы не быть привлеченным должностными лицами таможенных органов к административной ответственности.

Иногда после аварии Перевозчик не может продолжить движение, например, в связи возгорание транспортного средства вместе с грузом либо иные происшествия связанные с полным либо частичным уничтожением груза во время осуществления  международной перевозки по процедуре таможенного транзита.

Договором о таможенном кодексе Евразийского экономического союза» (подписан в г. Москве 11.04.2017 г.), (далее Кодекс),   Законом от 10.01.2014 N 129-З “О таможенном регулировании в Республике Беларусь”  предусмотрены действия перевозчика при аварии, либо в результате непреодолимой силы.

В статьей 150 Кодекса прописаны обязанности перевозчика при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а именно «при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик, независимо от того, является ли он декларантом товаров, помещенных под такую таможенную процедуру, обязан доставить товары и документы на них в установленный таможенным органом отправления срок в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту перевозки (транспортировки) товаров, если он установлен; обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они применялись; не допустить разгрузку, перегрузку (перевалку) и совершение иных грузовых операций с товарами, перевозимыми (транспортируемыми) в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также замену транспортных средств, перевозящих такие товары, без разрешения таможенных органов».

При аварии (ДТП), что необходимо сделать в первую очередь перевозчику (водителю)? Водители, осуществляющие международные перевозки знают, что на место аварии незамедлительно необходимо вызывают МЧС, ГАИ, но очень часто даже не задумываются, что необходимо, так же известить таможенный орган.    

В соответствии со ст. 96 “Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза” «В случае если доставка товаров от места убытия до места фактического пересечения таможенной границы Союза прерывается вследствие аварии, действия непреодолимой силы либо иных обстоятельств, препятствующих такой доставке товаров, перевозчик обязан принять все меры для обеспечения сохранности товаров, незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об этих обстоятельствах и о месте нахождения товаров, а также перевезти товары или обеспечить их перевозку (транспортировку) (при повреждении транспортного средства) в ближайший таможенный орган либо иное место, указанное таможенным органом».

Следовательно, в первую очередь необходимо:

– принять все меры для обеспечения сохранности товаров;

– незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об этих обстоятельствах.

          Кодексом Республики Беларусь от 21.04.2003 N 194-З (ред. от 08.01.2018) об административных правонарушениях предусмотрена ответственность по ч.2 статьи 14.2.  «Выдача (передача) товаров, находящихся под таможенным контролем, без разрешения таможенного органа иным лицам либо их утрата влечет наложения штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо – до тридцати процентов от стоимости предмета административного правонарушения». Так же за непринятие перевозчиком мер в случае аварии, разгрузка, перегрузка и иные грузовые операции с товарами, перевозимыми без разрешения таможенного органа либо без предварительного уведомления таможенного органа предусмотрена ответственность по ст. 14.11. и 14.12. КоАП Республики Беларусь

Для обеспечения сохранности товара перевозчик может обратиться в Департамент охраны МВД по месту совершения аварии и нахождения транспортного средства с грузом.

           Уведомить таможенные органы возможно как по телефону, так и отправить по электронной почте уведомление (в дальнейшем, в случае разногласий с таможенными органами либо при подаче жалобы в суд,  данное уведомление будет являться доказательством по делу. Под термином «незамедлительно» понимают – в этот же день,  либо если авария произошла  в выходной либо праздничный день – на следующий рабочий день.

Так как, после получения  от перевозчика сообщения об аварии таможенные органы, обязаны известить таможенный орган отправления и таможенный орган назначения о возникших обстоятельствах, препятствующих перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, так же незамедлительно указать перевозчику место, в которое товары должны быть доставлены.

Товары и транспортное средство, перевозящее такие товары, доставляются в указанное таможенным органом место непосредственно перевозчиком, если такое транспортное средство может само перемещать товары, или иными лицами по поручению и за счет перевозчика с использованием иных транспортных средств, если транспортное средство, перевозящее товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, не может быть допущено к участию в транспортном движении в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

При наличии реальной угрозы утраты или существенной порчи товаров перевозчик вправе самостоятельно принять решение о разгрузке или перегрузке (перевалке) товаров. В этом случае перевозчик должен обосновать таможенному органу, что его действия были обусловлены необходимостью обеспечения сохранности товаров, в том числе транспортного средства, перевозящего такие товары.

В свою очередь, таможенный орган, в который обратился перевозчик в случае аварии, обязан составить акт об аварии, действии непреодолимой силы или иных обстоятельствах, препятствующих перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, по форме и в порядке, определяемым Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь.

Если в результате аварии, действия непреодолимой силы или иных обстоятельств товары, перемещаемые в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, не могут быть доставлены перевозчиком в указанное таможенным органом место в связи с их полным физическим уничтожением (разлиты, сгорели и тому подобное), а место их уничтожения подлежит обработке в соответствии с требованием законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды, таможенный орган, обязан обеспечить составление акта на месте происшествия.

В качестве подтверждения факта аварии, действия непреодолимой силы или иных обстоятельств, препятствующих перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, могут быть признаны предусмотренные законодательством Республики Беларусь заключения или акты иных компетентных органов, а также документы, предусмотренные международными договорами Республики Беларусь.

При невозможности дальнейшего перемещения товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита такая процедура подлежит завершению в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза.

Согласно п.3. Постановления Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 26.06.2014 N 38 (ред. от 31.12.2014) “Об особенности таможенного транзита иностранных товаров, о форме акта об аварии, действии непреодолимой силы или иных обстоятельствах, препятствующих перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, и порядке его составления” «акт об аварии составляется в трех экземплярах не позднее одного рабочего дня, следующего за днем обращения перевозчика. Первый экземпляр акта об аварии остается в таможенном органе, составившем акт об аварии, второй – направляется в таможенный орган отправления, третий – выдается перевозчику».

На практике бывали случаи, когда перевозчик уведомляет таможенные органы об аварии, однако в этот же день таможенные органы не выезжают на место аварии (допустим груз сгорел), а просят предоставить справку из ГАИ, акт экспертизы БТПП и иные документы. После предоставления вышеперечисленных документом, спустя 3-4 дня выезжают на место и в графе  10 акта, где необходимо указать, что товар «уничтожен», как указано в экспертизе, указывают товар «отсутствует», так как прошло достаточно времени, и нет возможности  таможенным органам признать факт уничтожения товара.

В случае, если вместо уничтожения будет указано, что товар отсутствует, в отношении перевозчика будет вынесено решение о взыскании таможенных платежей и пеней.

В соответствии со ст. 153  “Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза” предусмотрены основания прекращения обязанностей по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру таможенного транзита, и прекращаются у декларанта при наступлении следующих обстоятельств:

признание таможенным органом в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо факта безвозвратной утраты этих товаров в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения, за исключением случаев, когда до таких уничтожения или безвозвратной утраты в соответствии с настоящим Кодексом в отношении этих иностранных товаров наступил срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

На основании п.6, ст. 193 ТмК ТС,   «При невозможности дальнейшего перемещения товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита такая процедура подлежит завершению в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза».

      В случае выполнения перевозчиком вышеуказанных условий, в кратчайшие сроки будет завершена таможенная процедура таможенного транзита,  не будет вынесено решение о взыскании таможенных платежей и пеней, а так же основания к привлечению к административной ответственности  будут отсутствовать.

Материал подготовлен с использованием

правовых актов по состоянию

на 31 мая 2018 г.