Для урегулирования ситуации в сфере автомобильных перевозок пассажиров, совет по развитию предпринимательства направил Правительству свои предложения.  

       В связи с изменением Закона «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», большое количество перевозчиков на рынке, пользующихся несовершенством законодательства. Они выполняли рейсы по определенным маршрутам с установленным расписанием, осуществляли регулярные перевозки под видом нерегулярных.

      «Сейчас рынок регулярных перевозок жестко регламентируется: его участники должны проходить конкурс, формировать и утверждать маршруты, согласовывать расписание и интервалы движения транспортных средств по маршрутам, заключать договоры с заказчиком или уполномоченными им операторами и т.д. Это все приводит к серьезным затратам и предусматривает ответственность за нарушение установленных норм и правил. С теми же, кто отвечает требованиям, могут заключить договоры на 5 лет и пролонгировать на столько же без конкурса, что создает определенные гарантии. А новичкам – барьеры для входа на данный рынок», – прокомментировано в Совете по развитию предпринимательства.

       За последние годыт перевозчики, нерегулярно перевозившие пассажиров, сформировали маршруты и начали предоставлять приемлемые по цене услуги. Иными словами, основная часть из них фактически занималась регулярной деятельностью. На многих направлениях такие перевозчики заняли лидирующее  место.

        После принятия закона возможности перевозить пассажиров в нерегулярном сообщении резко сократились. При этом «нерегулярщикам» предложили новые условия, во многом для них неприемлемые, не учитывающие наработанный опыт организации обслуживания пассажиров через так называемые «диспетчерские службы». В итоге многие участники рынка оказались вне правового поля, что привело к напряженности в среде автоперевозчиков и потребителей их услуг, т.к. часть маршрутов временно закрылась.

      Рабочая группа при Совете по развитию предпринимательства привела  несколько фактов, которые не то что не стимулируют идти в «регулярщики», а даже толкают на поиск других, в том числе нелегальных путей работы. В частности, речь идет о длительной процедуре разработки, согласования и утверждения маршрутов, которой занимается в основном заказчик, то есть местные власти или уполномоченные операторы. Поступают жалобы и на владельцев пассажирских терминалов, навязывающих комплекс услуг (например, бронирование и продажу билетов). Причем тарифы на них по Беларуси отличаются в 2-6 раз. Все это приводит к подорожанию услуги для потребителя.

        В то же время представители Министерства транспорта и коммуникаций занимают иную позицию. В одном из выступлений начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства Сергей Дубина отметил, что не понимает, какие сейчас проблемы появляются у перевозчиков. Дополнительные требования, вокруг которых развернулось много споров, уже применяются на практике.

     Цена  будет повышаться, т.к дорожает топливо, у перевозчиков появятся расходы на оплату услуг оператора, пассажирского терминала (автовокзала) и т.д., но не вдвое, как предполагали пассажиры.

     Для решения существующих проблем в сфере необходим ряд оперативных и системных решений. Во-первых, регулировать автомобильные перевозки в городе и пригороде целесообразно в прежнем режиме. При этом нужно сформировать правовые условия для деятельности коммерческих транспортных платформ для развития конкуренции и повышения качества услуг.

      В перспективе необходимы будут комплексные решения с учетом европейских стандартов. Также важно существенно либерализовать рынок междугородних внутриобластных и межобластных автомобильных перевозок пассажиров.

        Учитывая все это, совет предложил правительству подготовить и внести в установленном порядке проект декрета Президента, который бы предполагал внедрение новых условий. В частности, заменить конкурс заявительным порядком получения права выполнять автомобильные перевозки в регулярном сообщении на основе договора с заказчиком или оператором по определенному маршруту, расписанию, интервалам движения транспортных средств и т.д.

      В  течение, например, первых двух лет действия декрета нужны более либеральные условия. А через определенный промежуток времени – более жесткие требования к обновлению автопарка, а также постоянный контроль за скоростным режимом автомобиля, режимом труда и отдыхом водителей.

           В  Белорусском профсоюзе работников различных форм предпринимательства «Садружнасць» есть организации как регулярных, так и нерегулярных перевозчиков.

«Проблемы, связанные с нечестной конкуренцией со стороны «нелегалов», электронных сервисов заказа автомобилей давно существуют в сфере такси. У нас допускается заказывать через электронный сервис автомобиль с водителем, не имеющим специальной подготовки для оказания услуг по перевозке пассажиров. И в данной ситуации безопасность пассажиров государственные органы не беспокоит. Почему тогда диспетчеру «нерегулярщиков» нельзя электронным образом принимать заявки на междугородние перевозки? – отметил заместитель председателя отраслевого профсоюза Евгений Климентёнок. – Считаю, что «нерегулярщики» в той же степени, как и «регулярщики», заинтересованы в безопасности перевозок, в целом в предоставлении пассажирам качественных услуг. Ведь это их заработок».

      По мнению заместителя председателя профсоюза, частники, в том числе на нерегулярных перевозках, пользуются спросом у пассажиров – вот в чем проблема. При этом государственные транспортные предприятия, автовокзалы находятся в сложном материальном положении, особенно в регионах. Они выполняют перевозки (городские, пригородные), в том числе по социально значимым маршрутам и по фиксированным ценам, и должны получать дотацию из местных бюджетов в полном объеме. Но на деле этого нет.

       Евгений Климентёнок пояснил, что нововведения не помогут избавиться от нелегалов. Ведь среди таксистов такие до сих пор есть. А транспортная инспекция просто не сможет всех проконтролировать. Не стоит забывать и об удобстве для пассажиров: кому-то проще действительно уехать с автовокзала, а кому-то – с ближайшей автобусной остановки.

         «Я не считаю, что в данной ситуации надо отстаивать интересы только «нерегулярщиков» или наоборот. И государственные, и частные предприятия, осуществляющие регулярные перевозки, из-за сложившихся неравных условий многое теряют. Поэтому на государственном уровне нужно выработать такие решения, которые бы учитывали интересы и различных категорий перевозчиков, и, конечно, пассажиров», –  пояснил Евгений Климентёнок.

Источник НЦПИ Республики Беларусь